ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ НАГРУЗОК. ОТ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОРЫВОВ ВЕТРА
Формула (5.1) показывает, что при прочих равных условиях увеличение удельной нагрузки крыла (G/S) снижает перегрузку от вертикальных порывов ветра. У современных самолетов нагрузка на крыло непрерывно растет, но одновременно растет и скорость полета, так что проблема снижения ветровых нагрузок продолжает оставаться весьма актуальной.
В § 5.1 были перечислены причины, которые обуславливают желательность снижения нагрузок, испытываемых самолетом при полете в неспокойном воздухе. Этой проблеме в настоящее время уделяется значительное внимание. Например, в работе [42] перечислено 14 возможных систем и методов парирования ветровых нагрузок. Указанные системы парирования принято делить на активные и пассивные. К активным относятся автоматические системы, воздействующие на органы управления самолетом: руль высоты, закрылки, элероны и т. п. К пассивным относятся раз
личные системы, изменяющие геометрию или аэродинамические характеристики крыла.
В этом параграфе кратко рассмотрим некоторые пассивные методы уменьшения нагрузок от вертикальных порывов ветра.
Крыло переменной стреловидности. Такое крыло уже находит применение на современных самолетах и предназначено для повышения аэродинамического качества в широком диапазоне изменения скорости полета. Одновременно такое крыло обеспечивает возможность некоторого уменьшения нагрузок от вертикальных порывов. Это достигается за счет уменьшения С“ при увеличении стреловидности крыла и сокращении его удлинения. Существует также возможность уменьшения площади крыла при увеличении стреловидности, что приводит к увеличению удельной нагрузки GJS.
Телескопическое крыло. Концевые части такого крыла имеют возможность убираться внутрь жесткой части. Применение телескопического крыла было бы полезно как для повышения аэродинамического качества на сверхзвуковых скоростях, так и для уменьшения нагрузок от ветра, за счет увеличения удельной нагрузки G/S. Одновременно происходит уменьшение и С“ , так как уменьшается удлинение. Однако до сих пор телескопические крылья не нашли применения в связи с большими конструктивными трудностями, которые нужно преодолеть для их создания.
Складывающееся крыло. В качестве одной из пассивных систем для уменьшения нагрузок от вертикальных порывов предлагается крыло с отгибающимися на 90° концами. Отогнутые концы крыла играют роль концевых шайб. Вследствие эффекта концевых’шайб у крыла с отогнутыми концами не происходит заметного снижения С * по сравнению с прямым крылом. Уменьшение нагрузок от порывов происходит за счет увеличения удельной нагрузки G/S из-за сокращения площади крыла при отгибе его концов.
Кроме указанных выше, в работе [42] перечислен еще ряд пассивных устройств уменьшения нагрузок от вертикальных порывов. К этим устройствам относятся:
1) интерцепторы для срыва плавного обтекания крыла с целью уменьшения С* ;
2) элевоны, приводимые в действие за счет изгиба крыла под действием порывов;
3) шарнирно-закрепленные части поверхности крыла, которые в спокойной атмосфере соединены с крылом жестко, а при порывах — шарнирно; в результате эффективная площадь крыла при порывах несколько снижается.
Все эти методы требуют еще больших исследований для решения вопроса об их применимости с целью парирования ветровых нагрузок.